1472022495 Zaripov

26 августа в 15:00 часов в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоится открытие выставки «Художники Татарстана: Образ Сююмбике — последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения».

Выставка, посвященная Дню Республики Татарстан, из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве. Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям, она родилась около 1516 года. Сююмбике — дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея.

Время ее жизни в ханской Казани — 1535−1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к отечеству.

Образ Сююмбике — та тема, которая в эпоху как царской России, так и в советское время, была тесно переплетена с идеологией. Рубежным для истории татарского народа стал 1552 год — время крушения Казанского ханства, которое повлекло за собой на многие столетия и забвение духовных ценностей. Тем не менее в русском искусстве на волне интереса к российской истории, возникали полотна, посвященные страницам походов и завоеваний, ярким личностям, некогда существовавших на территории России ханств и государств (В.Г. Худяков «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань», 1870, Ульяновский художественный музей). В 1920 -1930-е годы в казанском искусстве вновь возник интерес к национальной истории (И.И. Князьков «Въезд Ивана Грозного в Казанский кремль»).

ХХ век диктовал иные ценности и приоритеты: вплоть до конца 1960-х годов в произведениях художников Татарстана национальная тема и национальная история были завуалированы на уровне этнографизма и типажа. Изображения башни Сююмбике — архитектурного символа Казани, городские пейзажи Касимова (последнего пристанища низвергнутой повелительницы) — находили свое место в живописных произведениях А.И. ТрапицынаС.О. ЛывинаВ.В. АнютинаР.А. ГилазоваГ. Л. Эйдинова.

Современное обращение к образу Сююмбике устремлено сквозь призму условного, постмодернистского языка так называемого мусульманского авангарда, абстракционизма, концептуализма, приемов примитива, эстетики искусства шамаиля. В этом ключе работают такие мастера, как Е.Г. ГолубцовШ. М. ШайдуллинР.А. КильдибековА.Р. ИльясоваР.А. КильдибековФ.Р. Валиуллин,М.Ш. ХазиевВ.П. АршиновР.Г. ШамсутдиновН. НаккашЗ. Бикташева.

Выставка продлится до 26 сентября 2016 года.

http://www.business-gazeta.ru/
Подробнее на «БИЗНЕС Online»:http://www.business-gazeta.ru/news/320687

Добавить комментарий




ЛЕГЕНДЫ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ


HABEPX